Дом ученых Красноярского научного центра
Сибирского отделения Российской академии наук

Дом ученых
Версия для слабовидящих
Уменьшить шрифт –Увеличить шрифт +

08.12.10 Капустник в стиле ретро или декабрьские заметки

РАЗГОВОР О ДУШЕ

Декабрь 2010 в Доме ученых выдался напряженным и зрелищно насыщенным.

Романс – дуэт «История любви» представил 8 декабря вокально – поэтическую композицию «Поговори со мной, душа».

Участники дуэта – певица Рината (Владыкина) и гитарист – классик Макс Минин изменили статичную форму концерта, привычную для большинства зрителей Академгородка. Артисты на сцене - зрители в зале. Песня – аплодисменты. То, что было предложено зрителям на этот раз, правильнее назвать спектаклем из музыки и стихов, потому и на афишах значилось: «вокально – поэтическая композиция». Это был разговор о душе. Разговор через пение романсов, песен, проживание поэтических строчек. Выстроенные мизансцены с переодеванием,( использовались шляпы, веера, шали), смена исполнителями образов – ролей, приглушенный свет в зале и на сцене, декорации, свет свечей – все это несомненные признаки театрального действия. В зале была воссоздана камерная атмосфера дамского будуара.

И настроение всего вечера было очевидно: «Только раз в холодный зимний вечер Мне так хочется любить».

 

СМЕНИМ ПРИСТРАСТИЯ?

Надо сказать, что любовь «академовцев» к оперному пению – общеизвестна. Концерты солистов КГТОиБ в ДУ собирают всегда наибольшее количество зрителей, чего нельзя сказать о выступлениях артистов и коллективов иного музыкального формата. Этот консерватизм во вкусах пока не удается изменить. Программа «Поговори со мной, душа» - это попытка расширить музыкальный кругозор зрителей, приходящих на мероприятия Дома ученых. На этот раз русские городские романсы представила не оперная певица.
Рината – солистка дуэта «История любви»:

- Я с большим уважением отношусь к академическому пению, вокалистам – классикам. Но моя манера – иная. Я иду в исполнении, в первую очередь, от эмоций. Чтобы слушая меня, человек погрузился в собственные переживания, вспомнил что-то очень личное, подумал о своей душе, а не разбирал, КАК я пою, взяла я ту или иную ноту, и сколько ее держала. Мне хочется, чтобы строчки романсов, песен, которые я исполняю, дошли до каждого сердца. Чтобы человек чувствовал, а не рассуждал. Ведь мало, кто, оставаясь один, поет оперные арии. Мы напеваем то, что можем повторить, и что нам на душу легло. А русский городской романс – это, прежде всего, душевное пение.

                                                                                   

Рината вполне имеет право на свою исполнительскую манеру и взгляд на русский романс. Закончив Красноярское училище искусств, сразу по двум специальностям: хормейстера и народное пение, она какое – то время гастролировала в составе фольклорного коллектива по городам края. Но ее тянуло к сольной карьере. Она начинает ее более семи лет назад. Работа в качестве эстрадной певицы дала ей бесценный практический опыт, который лег в основу собственной педагогической методики. Ученики Ринаты – руководителя Студии эстрадного вокала при ДУ, уже через несколько занятий начинают петь. Кто –то из них даже шутит, что  у Ринаты запоет и медведь. То, что это утверждение – не голословно, все желающие могли убедиться, придя 22 декабря на предноговогодний капустник «Голубой огонек». Все музыкальные номера этого представления были исполнены участниками Студии, учениками Ринаты. (Об этом капустнике – чуть позже).
- Я училась петь не только в училище искусств, у своих педагогов (один из них - засл.работник образовния - фольклорист Шульпеков - ред), но и в реальной среде вокалистов, там, где они добывают себе на жизнь - в кафе и ресторанах. Вот там я увидела, что хочет слышать публика, как она слушает, на что реагирует, как этой реакцией управлять. Там я поняла, как нужно жить и работать, чтобы сохранить голос сильным, выразительным   максимально долго, - призналась как – то певица.
В программе прозвучали романсы: «Душечка», «Дышала ночь», «И нет в мире очей», «Медовый, аметистовый», «Хризантемы», эстрадные песни «Бессаме», «Капитан», «Свэй», «Самер тайм», а также авторские композиции на стихи Галины Зеленкиной.

                  

 

 

Поэтическая канва программы: строки Афанасия Фета, Григория Иванова, Гарсиа Лорки, Николая Рубцова, Осипа Мандельштама.

 

О ХУДОЖНИКАХ

С сентября прошлого года в ДУ работает Студия рисунка. Ее руководитель – Лариса Булатниковапреподаватель Красноярского Художественного института им. В.И. Сурикова, проводит занятия два раза в неделю. Никто из ее учеников – «академовцев» прежде рисунком не занимался и в художественных школах не учился. За исключением одной участницы Студии. Однако за три месяца ученицы освоили карандаш, гуашь и подготовили выставку своих работ. Их можно было увидеть в стенах Дома ученых.

ПОЧЕМУ "ОГОНЕК"?

Сообщение о предстоящем капустнике появилось в афишах ДУ еще в ноябре. Были и личные приглашения по телефону, проводилась электронная рассылка более чем в 30ть адресов, в том числе и в профкомы институтов КНЦ. Добавьте сюда рекламу на городских информационных порталах, радио. Все это ответ на ставшее уже привычным сетование жителей Академгородка на недостаточность информации о мероприятиях в ДУ. Могу добавить только одно, тем, кто не попал на фантастически несерьезное, но забавное, яркое и веселое представление 22 декабря: «Следите за рекламой, господа!».
Сценарий капустника был написан в историческом ключе. Нам было приятно вспомнить самим и напомнить другим о том, как зарождалась самая популярная советская телевизионная передача «Голубой огонек», ее ведущих, артистах, забавных фактах. Была на уме и просветительская мысль: рассказать молодым людям, что русская музыка началась не с Димы Билана, а телевидение – не «Нашей Раши». Конференц – зал превратился в студию телевидения на Шаболовке, 37. Украсили его в духе 70-х годов прошлого века: дождем, шариками, мишурой. Даже серебряная елочка и горящая звезда на стене – все вписывалось в «легенду».

 

                                                                                          

ПАДЕТ ЛИ ХАЛАТИК?


Все музыкальные номера исполнили участники Студии эстрадного вокала при ДУ (руководитель – Рината Владыкина). Большинство прозвучавших песен – из любимых советских кинофильмов: «Бриллиантовая рука», «Ирония судьбы», «Карнавальная ночь», «Кавказская пленница» и многие другие. Самодеятельные артисты может и ошибались порой, не попадая в ноты, (все же они первый раз выступали на сцене перед зрителями), однако обаяние, непринужденность каждого исполнителя, эффект неожиданности: «А что там они еще придумали?» - все это покорило зрителей. Создало у гостей отличное настроение. Кто – то из них даже написал в Книге отзывов: «Словно вернулась в детство».

Каждый номер сопровождался мизансценой – ассоциацией на тот кинофильм, где звучала песня.

Так Данила Периков вышел на сцены с веником под мышкой и банной простыней и, естественно, что он не мог не спеть «Если у вас нету тети».

                                                                                                                 

Юная Лиза Цыро открыла капустник легендарной «Песенкой про пять минут». Ее румянец во все лицо, белое в горошках платье, свежесть и молодость сразу вызвали в памяти образ Людмилы Гурченко. По словам педагога – Ринаты Владыкиной, у девушки хорошие певческие перспективы. Уже сейчас приятно удивляет сочный, низкий тембр голоса Лизы.

Понравились зрителям и образы, созданные Максимом Крупиным. Романтичный герой в композиции Джо Дассена «Если б не было тебя», лихой парень в «Песенке про зайцев» в дуэте с Ринатой Владыкиной, «Вицин» в «Если б я был султан». Этот номер вызвал много смеха в зале. Ну как не рассмеяться, когда на сцену поднялась памятная всем по комедиям Гайдая троица – друзей, одетая соответственно.

                                                                                                              

 

                                                                                                 

Но неожиданным открытием для всех стала Наталья Соколова – сотрудница Дома ученых. Поболеть за нее пришла даже мама. Номер «Помоги мне», исполненный Натальей артистически провокационно заставил зал немало поволноваться. Появившись на сцене в голубом халатике, посреди песни, она вдруг начала расстегивать пуговицы одеяния. Зал замер. Неужели сейчас все увидят стриптиз? Все - таки Дом ученых - не бар "Зажигалка". Что же произошло дальше? Вот артистка повернулась к залу боком, перехватила микрофон другой рукой, выставила ножку, обнажила плечо, зрители напряженно затаили дыхание, и вдруг….халатик падает к ее ногам. Наталья остается в вечернем красном платье. Финал песни получился очень эффектным.

                                                                           

 

 

Теплым и душевным получился номер в исполнении Натальи - "На Тихорецкую состав отправится". Здесь она предстала перед зрителями в совершенно ином образе, и была в этой роли очень органична.

                                                                        

Особенно хочется отметить участника капустника и его ведущего - Алексея Плотникова. Его обаятельная улыбка, словно фонарик освещала зрителей, а искренность и открытость не могли никого оставить равнодушным. Алексей исполнил две песни из репертуара Элвиса Пресли на английском языке. Как его соведущая, могу признаться, что в этой роли он оказался незаменим. Даже когда происходили накладки или оговорки, реагировал на них с юмором, чем немало помог мне справиться с волнением. Еще бы, работать в "прямом эфире" оказалось не так легко, как это кажется с экрана.

 

                                                                                                                         

Зрители живо реагировали на все происходящее в зале. Аплодировали, увлеченно играли и отгадывали загадки, с удовольствием получая призы.

 

                                                                           

Дед Мороз, Снегурочка и все артисты закончили праздник веселой песней про Новый год.

 

Коллективное фото участников студий: рисунка и вокала

                                                                   

 Иллюстрации к статье:  выполнены фотографом Ольгой Руденко.

 Автор видео - Марина Танкова.